Выбор диаметра, конструкции и характеристик стального каната зависит от его назначения и условий эксплуатации. Для работы в в условиях повышенной прочности и жёсткости, как правило, качестве растяжек и ограждений применяют спиральные канаты (ТК) одинарной свивки. Зачастую, с целью увеличения ресурса, подбирают закрытые канаты из оцинкованной проволоки.
Для работы со значительными нагрузками на растяжение и перегиб применяют канаты линейного касания (ЛК-Р, ЛК-О, ЛК-РО, ЛК-З, ТЛК-О). Канаты данной группы широко применяют во всех отраслях промышленности и строительства: нефте и угледобывающие отрасли, морской и речной флот, металлургия и лёгкая промышленность, туристическая и спортивная индустрия (кресельные, гондольные и бугельные подъёмники), оборонная и космическая отрасли, лёгкое и тяжёлое машиностроение. Назначение и условия применения определяют выбор каната.
ЛК-Р – канаты линейного касания с разными диаметрами проволок в наружном слое пряди. Данные канаты вследствие применяемости практически на всех грузоподъёмных установках от тельферов до башенных кранов, относительной дещевизны и достаточно высокой гибкости - самые распространённые. Доля выпуска канатов ЛК-Р российских заводов-изготовителей составляет от 40 до 50%.
ЛК-О – стальные канаты линейного касания с одинаковыми диаметрами проволок в наружном слое пряди. Самые жёсткие из канатов двойной свивки, но незаменимы в условиях сильного поверхностного истирания и абразивного износа благодаря наличию проволок большого диаметра в наружном слое пряди. Требуют повышенный диаметр барабанов и блоков грузоподъёмных устройств. Благодаря стойкости к поверхностному истиранию применяются в качестве лифтовых канатов грузового и грузолюдского назначения.
ЛК-РО – канаты линейного касания с разными диаметрами проволок во втором слое и одинаковыми диаметрами в третьем. Самые гибкие и «мягкие» канаты благодаря увеличенному количеству проволок в пряди, по этой же причине более дорогие по сравнению с канатами других конструкций соответствующих диаметров. Помимо широкого спектра грузоподъёмных устройств, считаются основным канатом для различных канатных строп. Канаты исключительно данной конструкции используются в качестве тяговых и подъёмных канатов для экскаваторов.